28.02.2023
Экспортный контроль и идентификация товаров
Российская Федерация реализует политику в данной сфере, исходя из приоритетов национальной безопасности, ориентируясь при этом
на общепризнанные международные нормы и практику. Товары, которые являются объектами внешнеэкономических операций и в силу своих свойств и характеристик могут использоваться при создании оружия массового поражения, средств его доставки, а также иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке или совершении террористических актов, подпадают под действие запретов и ограничений в области экспортного контроля. Правовой основой, регламентирующей экспортный контроль в Российской Федерации, является Федеральный закон от 18 июля 1999 г. № 183‑ФЗ «Об экспортном контроле».
Важно отметить, что экспортный контроль в отношении продукции военного назначения осуществляется в соответствии с законодательством о военно‑техническом сотрудничестве, основанном на Федеральном законе от 19.07.1998 № 114‑ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами». В соответствии с законом «Об экспортном контроле» постановлениями Правительства Российской Федерации утверждаются списки (перечни) контролируемых товаров и технологий. В настоящее время действует шесть списков:
- Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2022г. № 1299.
- Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2022 г. № 1286.
- Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2022 г. № 1284.
- Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2022 г. № 1285.
- Список микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2022 г. № 1287.
- Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2022 г. № 1288.
Анализ перечисленных нормативных документов свидетельствует о том, что коды ТН ВЭД в Списках контролируемых товаров указаны на уровне 4, 6, 9 или 10 знаков. Иными словами, действие экспортного контроля распространяется на достаточно широкую номенклатуру товаров. Важно подчеркнуть, что коды единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, приведенные
в Списках контролируемых товаров, не являются однозначным подтверждением отнесения товаров к товарам, подлежащим экспортному контролю. Согласно письму ФТС России от 16 декабря 2015 г. № 01‑11/62618, в соответствии с общими примечаниями к спискам контролируемых товаров принадлежность конкретного товара к товарам, подлежащим экспортному контролю, определяется соответствием описания и (или) технических характеристик этого товара описанию и (или) техническим характеристикам, приведенным в графе «Наименование» списков контролируемых товаров.
Коды ТН ВЭД ЕАЭС, приведенные в Списках, носят справочный характер. Это означает, что под экспортный контроль могут подпадать даже товары, которые по коду ТН ВЭД ЕАЭС не относятся к Спискам, но по описанию и техническим характеристикам тождественны продукции, указанной в Списках. В данном контексте становится очевидным, что одним из основных методов осуществления экспортного контроля слу‑
жит идентификация контролируемых товаров и технологий, то есть установление соответствия конкретных товаров, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам, включенным в Списки (перечни).
В соответствии с российским законодательством обязанность идентификации товара в целях экспортного контроля возложена на участника внешнеэкономической деятельности. Суть данной процедуры заключается в оформлении специального документа установленной формы, определяющего для целей экспортного контроля статус товаров. Официально данный документ именуется идентификационным заключением, но очень часто его называют заключением ФСТЭК.
Законом оформлять идентификационное заключение уполномочены:
- Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России);
- экспертные организации, получившие специальное разрешение на проведение независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля. Реестр данных организаций можно уточнить на официальном сайте ФСТЭК России;
- участник ВЭД.
Право выбора места проведения идентификации товаров в целях экспортного контроля в данном случае остается за участником ВЭД. Главное отличие здесь — срок и стоимость оформления документа, а также ответственность. По регламенту ФСТЭК России выдает идентификационное заключение без взимания государственной пошлины в срок, не превышающий 15 рабочих дней. На практике в настоящее время выдача документа может занять до двух месяцев.
Экспертные организации оформляют заключения достаточно быстро (1–5 дней), но за свою работу они взимают плату.
Закон предоставляет право самостоятельно оформить идентификационное заключение российским участникам ВЭД, но ответственность за правильность оформления документа и корректность результатов идентификации в данном случае несет подписант.
Рассматривая содержание процедуры, можно отметить, что идентификация контролируемых товаров и технологий проводится в два этапа:
- на первом этапе устанавливается соответствие товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них) товарам и технологиям, включенным в контрольные списки;
- на втором этапе определяются действующие в отношении товаров запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности, связанные с применением специальных экономических и предупредительных мер.
