Скачать книгу

Способы обхода сертификата

27.08.2020

Таможня без сертификата. Такое возможно?



 Мы в социальных сетях:

      


За последние пару лет государством проведен ряд системных изменений в области контроля за подтверждением соответствия продукции, выпускаемой на территории государства, требованиям технических регламентов . Данные меры напрямую затронули всех участников данной сферы: производителей, импортеров, сертификационные органы и лаборатории.


Безусловно данные изменения были необходимы, т.к. рынок сертификации всегда вызвал много вопросов ввиду формальности самой процедуры подтверждения соответствия.  Но при этом нельзя не отметить того, что введенные меры повлекли за собой существенное увеличение не только сроков оформления разрешительной документации, но стоимости данных услуг.


И если раньше данный вопрос не стоял так остро: еще 10 лет назад можно было выпустить сертификат соответствия за полчаса-час по стоимости 5-10 тыс. руб., - то сейчас многие участники ВЭД стали обращать на возможности легального импорта продукции без подтверждения соответствия. Действующее законодательство действительно предусматривает ряд таких возможностей для коммерческих организаций при заявлении таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления :


1) Продукция не попадает в перечень товаров, в отношении которых подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов. 


Дело в том, что положения технических регламентов носят в целом обобщенных характер. Органы по сертификации в силу специфики своей работы трактуют указанные положения максимально широко и готовы оформить разрешительный документ на любую продукцию, которую тем или иным образом затрагивает техрегламент. При этом должностные лица таможенных органов при осуществлении контроля руководствуются перечнями конкретных кодов и наименований товаров, в отношении которых подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов. Если продукция не попадает в соответствующий перечень, то таможенную очистку груза можно провести без предоставления декларации/сертификата соответствия. Несомненно, здесь стоит уделять внимание корректности подбора кода и описанию продукции, поскольку ошибка может грозить серьезным штрафом.


Другим аспектом данного основания ввоза, о котором нельзя не упомянуть, является вопрос импорта многокомпонентных изделий или комплектов. Довольно часто импортеры задаются вопросом необходимости представления разрешительной документации на составные части декларируемых комплектов. Здесь также следует отметить, что если код товара, по которому импортируется комплект, не требует предоставления документов о соответствии, то на комплектующие таможенный орган также ничего не потребует. При этом, если комплектующая будет декларироваться отдельно, то без сертификата/декларации соответствия таможенные формальности завершить невозможно. 


2) Продукция ввозится в качестве проб и образцов для проведения исследований и испытаний.


Ввиду многочисленных нарушений порядка ввоза проб и образцов продукции для целей подтверждения соответствия многими участниками ВЭД ФТС России совместно с Росаккредитацией проводится совместная работа в данном направлении . Нормативные предписания допускают ввоз образцов товара на только основании договора и письма аккредитованного органа (лаборатории), подтверждающего необходимое количество продукции в целях проведения испытаний. При этом продукция должна пройти реальные испытания, о чем «пекутся» не только государственные органы, но и аккредитованные лица. Несоблюдения данных условий может рассматриваться как нарушение условий помещения товара под таможенную процедуру и привлечение импортера к административной ответственности.


3) Продукция ввозится в качестве запасных частей для обслуживания и ремонта ранее ввезенных готовых изделий.


Здесь следует отметить, что ввоз запасных частей допускается только случае подтверждения соответствия обязательным требованиям готовых изделий и представления в таможенные органы соответствующих разрешительных документов. Кроме того, таможенные органы на практике запрашивают техническую документацию, подтверждающую принадлежность декларируемых запчастей готовым изделиям. 


Аналогичным образом выглядит процедура ввоза комплектующих товаров или сырья (материалов) к продукции, производимой на территории государства.


4) Продукция, бывшая в употреблении продукция (эксплуатации).


Следует принимать во внимание, что при таможенном оформлении бывшей в употреблении продукции таможенный орган для выпуска товара может запросить документы, подтверждающие дату выпуска продукции и ее эксплуатацию. Отсутствие или недостатки указанной документации могут привести к проблемам выпуска товаров.


5) Продукция ввозится в единичных экземплярах или количествах и исключительно для собственного использования декларантом, в том числе для научно-исследовательских либо представительских целей в качестве сувениров или рекламных материалов.


Основной проблемой данного условия ввоза является отсутствие нормативного определения термина «единичные экземпляры (количества)», вследствие чего существует неоднозначность правоприменительной практики таможенных органов, а для участников ВЭД всегда сохраняется риск привлечения к административной ответственности. 


Рассматривая вопрос импорта без предоставления документа о соответствии продукции требованиям технических регламентов нельзя не затронуть вопрос условного выпуска товаров . Действующее законодательство предусматривает право участника ВЭД на представление декларации/сертификата соответствия в срок не превышающий 45 дней после выпуска товара, если такие документы не могут быть предоставлены при таможенном декларировании. Условно выпущенные товары, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом.



Возврат к списку