Скачать книгу

Компетенция ФТС России в области контроля таможенной стоимости

11.11.2017

Компетенция ФТС России в области контроля таможенной стоимости

Растущая экономическая взаимозависимость государств, вследствие быстрого расширения товаропотоков и движения капиталов, превратила мировое сообщество в относительно целостную систему, основанную на интернациональной кооперации и международном разделении труда. Сегодня более четверти ВВП всех стран мира перераспределяется через мировую торговлю , и развитие национальной экономики в изоляции от мирового экономического сообщества не представляется возможным. В этих условиях все большее значение приобретает внешнеэкономическая деятельность государства, поскольку от ее направленности потенциал государственного социально-экономического развития зависит. Именно поэтому государство повысило степень своего регулятивного воздействия в данной сфере. Эффективный механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности позволяет обеспечить стабильность национальной экономики, необходимые темпы и характер ее развития .

Федеральная таможенная служба Российской Федерации, осуществляя в соответствии с п. 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации № 459 от 26.07.2006, функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями, обеспечивает практическую реализацию механизма госрегулирования ВТД и контроль за соблюдением законодательства в данной сфере. В этом ключе становится очевидной важность и актуальность роли таможенных органов.

Рассматривая концептуальные вопросы функционирования таможенной системы, как элемента общей государственной системы, следует отметить, что в настоящий момент таможенные платежи, взимаемые Федеральной таможенной службой Российской Федерации, являются одним из главных источников доходов федерального бюджета. В 2009 таможенными органами было перечислено в федеральный бюджет таможенных платежей на сумму более 3 триллионов 519,8 миллиардов рублей, что составляет практически половину (48%) всех доходов федерального бюджета. Прослеживается устойчивая тенденция доминирования таможенных пошлин и налогов, взимаемых при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, в составе доходной части бюджета. В условиях последствий действия мирового финансового кризиса фискальная составляющая в деятельности таможенных органов Российской Федерации приобретает особую актуальность.

Вместе с тем нельзя не отметить проблем в сфере деятельности таможенных органов. Одной из наиболее серьезных является проблема, связанная с недостоверным декларированием таможенной стоимости товаров, которая по своим масштабам представляет угрозу экономической безопасности . По различным оценкам, ежегодно потери бюджета от занижения таможенной стоимости товаров во внешней торговле России составляют несколько миллиардов долларов США.

Достоверность декларируемой таможенной стоимости, т.е. ее точное соответствие методике таможенной оценки и иным нормативным положениям в области таможенной оценки, имеет особую значимость для функционирования механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности, поскольку играют в нем ключевую роль. Вполне очевидно, что занижение таможенной стоимости товаров не только приводит к непоступлению значительных сумм таможенных платежей в федеральный бюджет, но также негативно воздействует на инвестиционную привлекательность отдельных отраслей, курс национальной валюты, конкурентоспособность товаров на внутреннем рынке, движение капитала и рабочей силы, а также ряд иных финансово-экономических показателей.

Пресечение деятельности участников ВЭД по занижению таможенной стоимости рассматривается как один из основных резервов повышения уровня собираемости таможенных платежей и налогов, взимание которых возложено на таможенные органы. По этой причине одной из приоритетных задач российской таможенной службы является усиление контроля таможенной стоимости (повышение его качества) с целью обеспечения полного и своевременного поступления в федеральный бюджет подлежащих уплате сумм таможенных пошлин и налогов, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, а также обеспечения реализации иных задач, предусмотренных торговой политикой.

Рассматривая содержание контроля таможенной стоимости как административной функции таможенных органов следует отметить, что ее суть заключается в проверке таможенным органом правильности определения таможенной стоимости товара, с учетом существующей методической базы, а также имеющихся документов и сведений. В зависимости от объекта контроля можно выделить основные направления контроля таможенной стоимости:
- контроля правильности выбора метода определения таможенной стоимости;
- контроля правильности определения декларантом структуры заявленной таможенной стоимости;
- контроля документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов;
- оценки достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости с использованием системы управления рисками.

Анализируя содержание вышеуказанных действий, совершаемых должностными лицами таможенных органов, можно выделить два основных направления контроля таможенной стоимости: документального и ценового.

Документальный контроль осуществляется путем проверки наличия документов, необходимых для подтверждения сведений по таможенной стоимости, анализа содержания данных документов, с целью правильности выбора метода определения таможенной стоимости (соответствует ли выбранный метод виду и условиям внешнеторгового договора и представленным документам), а также правильности определения структуры таможенной стоимости (включение всех предусмотренных методом компонентов и дополнительных начислений и обоснованности заявления вычетов, при наличии таковых).

Ценовой контроль, ранее проводился должностными лицами таможенных органов, осуществлявшими контроль таможенной стоимости, путем сравнения индекса заявленной таможенной стоимости с ценовой информацией, имеющейся в распоряжении таможенных органов. Данная ценовая информация доводилась вышестоящими таможенными органами до нижестоящих в форме писем. В настоящее время ситуация несколько изменилась.

Для эффективности использования в работе принципа выборочности форм таможенного контроля ФТС России принимаются меры, направленные на повышение эффективности системы управления рисками, включая автоматизацию выявления профилей рисков . По данным ФТС России, профили рисков, разрабатываемые по направлению контроля таможенной стоимости, служат в качестве одного из действенных инструментов контроля достоверности заявления сведений, являющихся налогооблагаемой базой (таможенной стоимости).
Так в 2009 году действовало 77 профилей рисков в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров, приоритетных с точки зрения обложения таможенными платежами. В настоящее время в область риска включено около 45% от общего количества кодов ТН ВЭД. В 2009 году в рамках системы управления рисками по профилям рисков по направлению контроля таможенной стоимости довзыскано 10,77 млрд руб.

Безусловно, указанные данные свидетельствуют об определенных достижениях таможенных органов в области контроля таможенной стоимости. Вместе с тем нельзя не отметить и негативных моментов.

Так, по мнению специалистов (должностных лиц таможенных органов, занимающихся разработкой проектов профилей рисков по направлению контроля таможенной стоимости), чтобы проанализировать цену на одну товарную позицию, нужно собрать целую экспертную группу, включающую представителей бизнеса, таможни, а также специалистов-оценщиков.

Указанные обстоятельства говорят о том, что разрабатываемые специализированными подразделениями ФТС России профили рисков далеко не в полной мере отражают сведения о реальных ценах на конкретные товары. Товарный знак, страна происхождения товара или какой-либо иной элемент, включаемый в структуру таможенной стоимости, могут сильно влиять на стоимость ввозимых товаров. Другими словами, профиль риска содержит весьма усредненный ценовой уровень, что дает недобросовестным участникам ВЭД широкие возможности для декларирования товаров с занижением таможенной стоимости, с одной стороны, и создает серьезные препятствия осуществления декларирования товаров ниже уровня, установленного профилем риска – с другой. Результатом чего является неэффективность самой СУР при осуществлении контроля таможенной стоимости. Также можно поставить вопрос об эффективности функционирования системы таможенного регулирования.

В подтверждение сказанных слов, следует отметить то, что занижение таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу, приобрело в настоящий момент весьма широкое распространение . По некоторым оценкам, до 70% поставляемых на территорию Россию товаров осуществляется с использованием схем, связанных с занижением таможенной стоимости для «оптимизации таможенных платежей» . При относительной простоте, отличительной особенностью данной схемы является сложность его выявления и доказывания факта использования поддельных документов.

Для наглядности рассмотрим существующую в настоящее время и весьма распространенную схему занижения таможенной стоимости. В общей форме схема совершения преступления, связанного с занижением таможенной стоимости товаров, выглядит следующим образом.
Российские компании (далее – получатели товаров), нуждаясь для осуществления своей финансово-хозяйственной деятельности в каких-либо товарах иностранного производства, либо занимаясь непосредственно реализацией товаров иностранного производства на территории РФ, заключают международные контракты с иностранными компаниями (далее – отправители товаров) .

Как правило, существуют отдельные организации или лица, специализирующиеся на перемещении товаров указанным незаконным способом, так называемые «серые брокеры», к которым обращаются за услугами получатели товаров. «Серые брокеры» организуют всю процедуру перемещения товара со склада отправителя до конечного получателя, включая все вопросы, связанные с таможенным оформлением товара.
Перевозчики, нанятые «серыми брокерами», доставляют товар, отгруженный со складов отправителя до консолидационных складов, располагающихся в государствах, имеющих территорию сопредельную с Российской Федерацией, где на данный товар, якобы перепроданный и переадресованный в адрес иного получателя оформляется новый комплект поддельных транспортных и коммерческих документов.
Подготовка поддельных документов является центральным моментом в данной схеме. Цель лиц, причастных к схемам перемещения товаров через таможенную границу с занижением таможенной стоимости, состоит в беспрепятственном прохождении процедуры таможенного оформления товаров с минимальной уплатой таможенных платежей.

Принимая во внимание тот факт, что контроль таможенными органами таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу, осуществляется с использованием системы управления рисками, ценовой контроль, в целом, можно пройти при заявлении сведений о таможенной стоимости товара чуть выше порогового значения, установленного профилем риска. Лица, занимающиеся подготовкой поддельных документов, получают вышеуказанную ценовую информацию от должностных лиц таможенных органов, которые владеют соответствующей информацией во всей полноте.

Следует отметить, что во всех схемах, связанных с занижением таможенной стоимости, как правило, фигурируют технические экспортеры – оффшорные компании (фиктивные продавцы товаров) и технические импортеры – фирмы-однодневки (фиктивные получатели товаров, от имени которых также осуществляется декларирование товаров).

Оффшорную компанию можно распознать по месту регистрации, которым является оффшорная зона. Однако в мировой практике существует специальный механизм регистрации компании в какой-либо неоффшорной стране . Таким образом, осуществляется сокрытие признаков оффшорной компании.

Изготовленные в России поддельные транспортные и коммерческие документы, содержащие недостоверные сведения относительно стоимости, отправителя и получателя товаров, посредством электронной почты направляются на консолидационный склад. По «новым» документам товар перемещается через границу и доставляется в таможенный орган назначения для прохождения процедуры таможенного оформления.

Таможенное оформление товаров осуществляется, как правило, с использованием фирм-однодневок. Формально, содержание представляемых при таможенном оформлении товара декларантом документов полностью соответствует требованиям, предъявляемым таможенными органами, поэтому при прохождении документального контроля не возникает каких-либо препятствий. Должностное лицо таможенного органа, осуществляющее контроль таможенной стоимости, интуитивно подозревая недостоверность заявленной таможенной стоимости участником ВЭД, не обладает какими-либо специальными полномочиями, позволяющими фактически подтвердить свои подозрения. Сама проверка документов и сведений, в соответствии со ст. 111 ТК ТС, заключается в сопоставлении сведений, указанных в документах, с имеющейся информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий. В случае выставления таможенным органом требования о предоставлении дополнительных документов, участник ВЭД всегда может ограничиться представлением письменного объяснения о невозможности предоставления запрашиваемых документов в соответствии со ст. 69 ТК ТС.

После прохождения процедуры таможенного оформления в бухгалтерской отчетности фирмы-однодневки показывается, что товар реализован на внутреннем рынке, по каким-либо фиктивным договорам купли-продажи.
На самом деле, после прохождения процедуры таможенного оформления товар направляется в адрес реального получателя. При этом, как правило, получатель товара, в приходных документах и бухгалтерской отчетности показывает, что товар приобретен им на внутреннем рынке, по каким-либо фиктивным договорам купли-продажи. Таким образом, теряется связь между фирмой, осуществлявшей таможенное оформление товара и конечным получателем продукции.

Для товаров народного потребления характерным является то, что местонахождение товара, контрабандно перемещенного через таможенную границу, после его выпуска таможенным органом, отследить практически невозможно, т.к. к моменту проведения проверочных мероприятий, товар уже бывает реализован.

Самостоятельным (отдельным) моментом при данной схеме перемещения товаров является вопрос перевода денежных средств за рубеж. Часть суммы от цены сделки, в пределах размера заниженной таможенной стоимости, переводится в рамках международного (фиктивного) контракта по якобы состоявшейся сделке.

Но остается другая часть суммы, которая должна быть переведена. Причем зачастую по оригинальным документам требуется 100-процентная предоплата. Существуют различные схемы незаконного перевода денежных средств за рубеж: на основании поддельных ГТД по несостоявшимся внешнеторговым контрактам, в рамках деятельности иностранного филиала и иные.

В мировой практике осуществления контроля таможенной стоимости акцент делается на использование методов постаудита, поверки бухгалтерской отчетности после выпуска товаров в свободное обращение . Но описанная схема занижения таможенной стоимости при перемещении товаров через таможенную границу сводит на нет эффективность деятельности подразделений таможенной инспекции.
Таким образом, действия недобросовестных участников ВЭД, переместивших товары с обманным использованием документов, в большинстве своем остаются безнаказанными. В лучшем случае в отношении поставок товаров, стоимость по которым занижена, будет произведена корректировка таможенной стоимости. Но существующая методологическая база определения таможенной стоимости, система контроля таможенной стоимости, а также позиция судебных органов вопросам контроля таможенной стоимости, позволяют оспорить решения таможенных органов о корректировке таможенной стоимости. По мнению суда, выводы таможенного органа о недостоверности заявленных сведений носят «предполагаемый или вероятностный и субъективный характер» .

Другой проблемой в области контроля таможенной стоимости является проблема осуществления таможенного декларирования товаров, таможенная стоимость которых ниже ценового уровня, установленного профилем риска. Выше мы указывали, что профиль риска содержит усредненный ценовой уровень, и существует достаточно широкий перечень товаров, стоимость которых, с учетом их доставки на территорию РФ и иных начислений, предусмотренных законодательством, ниже уровня, установленного профилем риска. К тому же у каждой категории товаров имеется своя специфика. Так, например, для рынка товаров народного потребления характерными особенностями, сильно влияющими на стоимость товаров, могут быть сезон года, тенденция моды и пр., которые могут обеспечить значительные скидки покупателю. Также, вполне очевидным становиться тот факт, что объем закупаемой товарной партии может очень сильно влиять на конечную стоимость товара. При декларировании таможенному органу подобного рода товаров с указанными особенностями возникает множество проблем, связанных с доказыванием таможенной стоимости товара.

На практике, большинство таможенных органов откровенно не желает осуществлять таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых ниже уровня, установленного профилем риска, т.к. это понижает общую статистику в деятельности таможенного органа. В случае принятия таможенным органом в ходе контроля таможенной стоимости решения о корректировке, данное решение может быть обжаловано в суд. При выигрыше участником ВЭД судебного процесса, таможня вынуждена будет возвращать довзысканные таможенные платежи. Все это срывает план, а также нарушает систему контрольных показателей эффективности деятельности таможенного органа.

Для подтверждения изложенных проблем в области контроля таможенной стоимости можно обратиться к статистическим данным о количестве исков к таможенным органам по факту корректировки таможенной стоимости и количество решений, принимаемых судами не в пользу таможенных органов. Так, в 2009 году по искам, предъявленным к таможенным органам, судами рассмотрено 14 793 дел, из них 5 459 дел – по искам, связанным с корректировкой таможенной стоимости. Доля проигранных таможенными органами дел данной категории составляет 94 %.
Анализ судебных актов, принятых не в пользу таможенных органов свидетельствует о том, что основной причиной признания судами решений о корректировке таможенной стоимости незаконными является отсутствие у таможенных органов правовых оснований, для отказа в применении первого метода определения таможенной стоимости, поскольку декларантами представляются обязательные документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Анализ аргументации таможенных органов в обоснование своих действий свидетельствует о несоответствии их позиции положениям законодательства об определении таможенной стоимости, поскольку отсутствуют какие-либо доказательства недостоверности заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости, а также информация о наличии каких-либо ограничений и условий сделки, которые могли повлиять на таможенную стоимость.

Согласно информации, содержащейся в формах статистической отчетности «14-суд», представляемой таможенными органами в соответствии с приказом ФТС России от 28 декабря 2009 г. № 2407 «Об отчетности таможенных органов по основным направлениям деятельности перед ФТС России в 2010 году», в первом полугодии 2010 г., в 70% проигранных таможенными органами дел в судах, основаниями для принятия решений о корректировке таможенной стоимости, которые были признаны судами незаконными, являлись отличия заявленной таможенной стоимости от имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информации.

Заявление в таможенной декларации таможенной стоимости ниже уровня ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенных органов, в большинстве случаев, рассматривается таможенным органом как безусловное основание для несогласия таможенного органа с заявленной таможенной стоимостью и принятия последующего решения о корректировке таможенной стоимости, независимо от анализа фактических условий внешнеэкономической сделки. В месте с тем, согласно п. 2 Постановления Пленума ВАС от 25.06.2005 № 29, данный факт является лишь одним из признаков недостоверности, и в данном случае необходимо проведение целого комплекса проверочных мероприятий, для подтверждения решений, принимаемых таможенными органами.

В 20% случаев признания судами незаконными решений таможенных органов о корректировки таможенной стоимости явилось непредставление декларантом дополнительно запрошенных документов.

В данном случае основанием для принятия решения о корректировке таможенной стоимости товаров является непредставление (частичное непредставление) по запросу таможенных органов дополнительных документов в подтверждение заявленной таможенной стоимости, что, по мнению таможенного органа, свидетельствует о неподтверждении заявленной таможенной стоимости. При этом запрос дополнительных документов осуществляется без учета специфики конкретной внешнеэкономической сделки и вызван, как правило, отличием заявленной таможенной стоимости от ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа. Основным документом, подтверждающим стоимость сделки является экспортная таможенная декларация. Вместе с тем, таможенными органами, несмотря на поставку товаров прямо с завод-изготовителя продукции, запрашиваются прайс-листы изготовителя продукции с переводом и др., которые сами по себе не являются официальными документами и используются исключительно в маркетинговых целях (рекламная продукция).

В 7% случаев - претензии гражданско-правового характера, предъявляемые таможенными органами к содержанию представляемых участником ВЭД при таможенном декларировании товаров документов.

Касательно претензий гражданско-правового характера следует отметить, что здесь складывается парадоксальная ситуация. Таможенные органы предъявляют определенные требования к содержанию документов иностранного государства: указание в инвойсе условий поставки товара, номера банковского счета, подписи, расшифровки подписи, указания должности контрагента; наличие в экспортной таможенной декларации ссылки на коммерческие документы поставки и др. При этом, несоблюдение данных требований используется таможенным органом в качестве обоснования для неприменения первого метода определения таможенной стоимости. Большинство декларантов сталкивается с трудностями ввиду явного непонимания иностранными контрагентами претензий подобного рода. Вполне очевидно, что значительно легче соблюсти требования таможенного органа, когда подготовка коммерческих документов осуществляется в России, в частности подделка коммерческих и иных документов.

В письме ФТС России от 15.10.2010 № 01-11/50436 указано, что до принятия решений о корректировке таможенной стоимости работа по получению доказательств, подтверждающих недостоверность заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости не проводится, что влечет принятие таможенными органами преждевременных и необоснованных решений о корректировке стоимости.

В тоже время, сжатые сроки таможенного оформления автоматически исключают возможность того, что должностными лицами таможенных органов будут выявлены и названы конкретные условия, влияющие на продажу и цену сделки. Зачастую все условия, влияющие на продажу товаров и их цену, заключаются в подмене коммерческих документов. Либо о действительных условиях сделки известно только продавцу и покупателю . На данный факт указывалось выше, при рассмотрении схемы занижения таможенной стоимости.

К тому же, должностное лицо, при проверке подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений не обладает какими-либо специальными полномочиями, позволяющими фактически доказать недостоверность заявленных участников ВЭД сведений о таможенной стоимости. Сама проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам, с учетом имеющихся в соответствии со ст. 111 ТК ТС оказывается несостоятельной. Таможенный орган вправе запросить дополнительные документы и сведения, но запрос дополнительных документов и их проверка не должны препятствовать выпуску товаров.

Росту негативной судебной практики способствует игнорирование руководителями таможенных органов выводов судебных органов об отсутствии правовых оснований для корректировки таможенной стоимости. Данный факт в первую очередь связан с тем, что в настоящий момент основным показателем деятельности таможенных органов будет оставаться план по сбору таможенных платежей. Таможенная стоимость называют одним из резервов, с помощью которого можно достигнуть планового показателя по сбору таможенных платежей .
В реальности таможенному органу легче принять решение о корректировке таможенной стоимости, поскольку вопросы судебного разбирательства занимают длительное время, впоследствии еще одной из проблем для участника ВЭД будет процедура возврата необоснованно довзысканных таможенных платежей ввиду бездействия таможенных органов, что может стать причиной самостоятельного судебного разбирательства . К тому же, многие не готовы судиться с таможенными органами по ряду причин: нежелание «портить отношения» с таможенными органами, сложность и длительность процедуры, высокая стоимость услуг адвоката .

В настоящее время указывается на необходимость проведения системной работы по получению доказательств, подтверждающих обоснованность принятого решения, таможенными органами как до, так и после выпуска товаров при осуществлении контроля таможенной стоимости. Так, в частности, взаимодействие оперативных подразделений таможенных органов, подразделений таможенной инспекции и подразделений по контролю таможенной стоимости рассматривается как одно из методов борьбы.

Следует отметить, что оперативные подразделения таможенных органов обладают большим потенциалом в выявлении фактов занижения таможенной стоимости. К тому же, в ходе осуществления оперативно-служебной деятельности, оперативными подразделениями таможенных органов собирается огромное количество сведений о реальных ценовых характеристиках товаров. Данные сведения могли бы использоваться в целях актуализации профилей рисков, пост-аудита таможенной стоимости, а также иных целях. В данном контексте, как один из аспектов совершенствования контроля таможенной стоимости, следует рассмотреть использование результатов оперативно-розыскной деятельности экономическими подразделениями таможенных органов, осуществляющих контроль таможенной стоимости.

Вместе с тем, борьба с занижением таможенной стоимости, как преступлением (контрабанда), с использованием возможностей правоохранительных подразделений таможенных органов не имеет тех возможностей, которые позволили бы полностью пресечь данное явление (занижение таможенной стоимости).

Занижение таможенной стоимости как преступление характеризуется особой сложностью, изощренностью способов совершения и сокрытия, транснациональным характером, а это в свою очередь обуславливает сложность выявления данных преступлений и доказывания причастности лиц, совершивших данные преступления. Для выявления и последующего доказывания единичных фактов преступлений необходимо проведение целого комплекса оперативно-розыскных мероприятий, включающих ОРМ, ограничивающие конституционные права граждан. В тоже время, в условиях ограниченности как сил, так и средств (технической и иной оснащенности) правоохранительных подразделений, можно поставить вопрос об эффективности деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов и целесообразности содержания такого штата сотрудников.

Сегодня, в большинстве случаев, борьба с занижением таможенной стоимости, как преступным явлением, осуществляется посредством направления международных запросов в соответствии с Приказом ФТС России от 27.07.2006 № 703 «Об утверждении инструкции о порядке подготовки международных запросов по делам об административных правонарушениях и в связи с проведением оперативных проверок». В рамках направления международного запроса возможно получение оригинальных товаротранспортных документов (экспортные таможенные декларации, инвойсы), подтверждающих факты предоставления при декларировании недействительных документов и занижения таможенной стоимости.

Если рассматривать масштабы занижения таможенной стоимости, а также статистику возбужденных уголовных дел, то можно сделать вывод, что выявляются лишь единичные факты. Что касается статистики по уголовным делам, доведенным до суда, что здесь дело обстоит еще хуже.
Вместе с тем, уголовные дела, возбужденные на основании документов, полученных посредством направления международных запросов, не имеют судебной перспективы и в большинстве случаев по результатам установленных законом сроков, просто приостанавливаются и хранятся до истечения сроков давности.

Результаты проведенного анализа позволяют сделать вывод, что в настоящее время в России не создано надлежащей эффективного механизма контроля таможенной стоимости. Существующий механизм предоставляет недобросовестным участникам ВЭД широкие возможности для декларирования товаров с занижением таможенной стоимости, с одной стороны, и создает серьезные препятствия для законопослушных участников ВЭД, осуществляющих декларирование товаров ниже уровня, установленного профилем риска, в части касающейся документального подтверждения заявленной таможенной стоимости.

Вместе с тем, политика России, ориентированная на интеграцию в мировое экономическое сообщество, а также рост внешнеэкономических связей, предъявляют свои условия по оптимизации процедуры таможенного оформления.

«Бюрократическая волокита, огромное количество регламентирующих документов, неоправданно большие сроки оформления грузов – все это, по мнению Дмитрия Медведева, не лучшим образом сказывается на инвестиционной привлекательности нашей страны» .

Позиция, высказываемая Президентом РФ, с учетом тенденций в области международного товарообмена, ориентирована на необходимость сокращения количества документов и объема сведений, представляемых при таможенном декларировании, а также сокращение времени для прохождения таможенных формальностей.

В этой связи, ключевым направлением в создании эффективных механизмов контроля таможенной стоимости является активное внедрение институтов предварительного информирования и электронного декларирования, а также дальнейшее совершенствование процедуры таможенного оформления и таможенного контроля на основании использования современных информационных технологий.
Реальной возможностью предотвращения фактов занижения таможенной стоимости, по нашему мнению, является развитие информационного обмена ФТС России с таможенными службами иностранных государств, создание единых информационных ресурсов (баз данных). Указанный ресурс предоставит должностному лицу таможенного органа, осуществляющему контроль таможенной стоимости, весьма оперативно проводить проверку подлинности документов и достоверности заявленных в них сведений.

Также по нашему мнению целесообразно использование внедряемой в настоящее время в процедуру таможенного оформления системы предварительного информирования таможенных органов. Однако, по мнению автора, в существующем виде она не будет иметь ощутимого эффекта в деле повышения качества таможенного контроля. Развитие системы предварительного информирования необходимо осуществлять в контексте информационного взаимодействия таможенных органов. Когда таможенный орган страны-экспортера, после таможенного оформления товара направляет сведения об оформленном товаре в таможенный орган назначения (страны-импортера). Создание указных условий позволить повысить качество таможенного администрирования, оптимизировать прохождение процедуры таможенного оформления для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности.

Наш Телеграм
×
×
1

Подписывайтесь на наш телеграм-канал
о импорте/экспорте:

  • Наши видео об изменениях
  • Вебинары
  • Стримы с ответами на ваши вопросы
  • Notifikat_bot (бот на основе ChatGPT)
  • Рубрика "Чонада" (как завозить продукцию)
  • Новости ВЭД

Подписаться