Скачать книгу

Новости

«Яндекс.Маркет» обвиняют в контрафакте!

Во время совещания АКОРТ (Ассоциации компаний розничной торговли) была высказана инициатива по поводу того, что известный информационный посредник «Яндекс.Маркет» должен отвечать перед производителями и поставщиками, как и перед потребителями. Речь идёт о том, что в поисковой выдаче «Маркета», по словам членов ассоциации, нередко можно найти данные о товарах, которые продаются с нарушением прав, или, говоря проще, о незаконно продаваемой продукции.

На заседании было отмечено, что «Яндексу» удалось создать очень популярный и удобный сервис для поиска товаров. Но есть, по словам представителей АКОРТ, и проблема: сервис этот без разбору выдаёт как легальные, так и нелегальные товары (контрафакт). Не стесняясь в выражениях, «Яндекс.Маркет» прямо на совещании объявили «биржей серого товара», которая вводит непосвящённых потребителей в заблуждение. Ведь свой процент за включение результатов в выдачу «Яндекс» получает, а вот покупатели, приобретая контрафакт, лишаются любых возможных гарантий.

Обозначив проблему, участники совещания предложили план её решения. АКОРТ полагает, что в российское законодательство нужно внести поправки, которые коснутся не только «Яндекс.Маркета», но и других сетевых агрегаторов. Подразумевается, что крупнейший сервис, как и его многочисленные аналоги, должны отвечать за предоставляемую информацию. Свои предложения представители ассоциации направят в Министерство промышленности и торговли, а также в Роспотребнадзор. В этих ведомствах уже подтвердили, что готовы рассмотреть предложения. Если они будут признаны целесообразными и востребованными, то инициатива будет передана законодателям для разработки проекта поправок.

На прикладном же уровне (не на законодательном) проект поправок уже разрабатывают в АКИТ (Ассоциации компаний интернет-торговли). Сообщается, что в течение нескольких недель эта ассоциация передаст чиновникам уполномоченных ведомств свои проекты предполагаемых поправок. АКОРТ может также присоединиться к разработке.

Есть три причины, по которым в АКИТ озаботились ситуацией вокруг «Яндекс.Маркета». Первая причина — это нарушение прав потребителей, которых вводят в заблуждение, фактически предлагая купить контрафакт. Вторая — нарушение прав официальных поставщиков: они терпят убытки из-за ввоза серой продукции. Наконец, третья причина — демпинг рынка (как результат первых двух причин). На «Маркете» потребители находят всё «самое дешёвое» и при это не имеют гарантий качества товаров. В АКИТ полагают, что потребителей таким образом уводят с рынка добросовестных поставщиков на рынок, где «правят бал» продавцы контрафакта.

Поэтому компании интернет-торговли и хотят, чтобы деятельность агрегаторов регламентировалась законодательно. Тем более что готовые инструменты уже имеются. Это и закон, защищающий потребителей, и Гражданский кодекс. Не нужно писать новых законов — нужно лишь внести поправки в уже имеющиеся. Авторы инициатив сходятся во мнении, что такие нововведения позволят точно обозначить роль и место информационных посредников на рынке товарной продукции. Что касается ответственности, то она будет, очевидно, административной. Тяжесть наказаний, скорее всего, окажется такой же, как у посредников на обычном товарном рынке, когда речь идёт о перепродаже контрафакта и предоставлении покупателям заведомо ложных сведений о товаре. Некоторые также предлагают ввести в качестве меры по борьбе с продажей контрафакта и блокировку сайтов и штрафы для владельцев тех ресурсов, где вывешивается информация о незаконной продаже.

Поскольку «Яндекс.Маркет» официально позиционируется как база коммерческих предложений, которые поступают от разных онлайн-магазинов, то покупатели автоматически доверяют предоставленным данным: о том, где товар произведён, где его можно купить, каковы его плюсы и минусы. В компании «Яндекс» на инициативы по внесению поправок отвечают, что компания строго соблюдает законодательство в области рекламы и не злоупотребляет ресурсной базой. К заочным обвинениям в продвижении серой продукции сотрудники «Яндекса» относятся с удивлением и напоминают, что «Маркет» — это агрегатор объявлений, а не интернет-магазин. Предложенную инициативу предлагают детально проанализировать, чтобы проверить её целесообразность и установить юридически, не нарушает ли она деловую репутацию «Яндекса».

Между тем в конце 2013 года на «Маркете» была введена новая опция для посетителей. Теперь покупатели товара могут приобрести его напрямую через сервис «Яндекса», не переходя на сайт самого интернет-магазина. За это «Яндексу» полагается 1% от стоимости — сумму выплачивает магазин. Раньше вознаграждения выплачивались исключительно за переход на страницу онлайн-магазина со страницы выдачи. Вероятно, именно новая функция и послужила для членов АКОРТ и АКИТ поводом приравнять «Яндекс» к действующим лицам рынка. Они подчёркивают, что, давая покупателю возможность положить товар в виртуальную корзину и купить его, «Маркет» становится продавцом, а не просто агрегатором. А кто продаёт — должен нести ответственность, добавляют авторы инициатив.

Другие популярные агрегационные сервисы, eBay и Wikimart, также должны будут пересмотреть основы своей работы, если поправки будут приняты. Между тем представители этих компаний в России подчёркивают, что агрегаторы работают с коммерческими предложениями. Они попросту не могут всегда стопроцентно знать, какой товар является контрафактом, а какой нет. Отслеживать это и нести за это ответственность должен интернет-магазин — так считают представители поисковых сервисов. Ведь именно сами перекупщики имеют на руках всю документацию и располагают данными о товарах. Поэтому предложенные инициативы многие называют борьбой не с контрафактом, а с малым бизнесом.