Скачать книгу

Новости

Россия притесняет ВТО?

До 1 июля 2013 года российские власти вряд ли смогут уравнять условия уплаты утилизационного сбора для импортеров и отечественных автозаводов. Примерный срок появления новых правил – октябрь нынешнего года. Такая задержка, естественно, вызвала недовольство других членов ВТО. Они грозят подать на Россию в суд за неравные условия сбора.

Однако некоторые эксперты заявляют, что до суда дело не дойдет. Разбирательства свернут сразу, как только правила будут приняты. Благодаря внезапной отсрочке отечественные автопроизводители сэкономят примерно 15 миллиардов рублей.

Проект принципиального для стран – членов ВТО – закона был внесен правительством в Думу 31 мая, и в нем сообщается, что он вступает в силу 1 июля. Однако, по мнению источников, на которые ссылается издание «Ъ», очевидно, что этого не произойдет и даже с технической точки зрения рассмотрение возможно лишь осенью.

Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект по уравниванию сборов для российских производителей и отечественных импортеров в октябре, указано и на сайте нижней палаты. Разработка новых условий сбора уже включена в план законопроектной работы в период осенней сессии комитетом Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии. В проекте нового закона предлагается отмена гарантий по последующей утилизации своих автомобилей, которые сейчас возлагают на себя российские производители машин вместо уплаты этого сбора.

Утилизационный сбор введен в России после официального присоединения Российской Федерации к ВТО в сентябре 2012 года. Ставки этого сбора целиком компенсируют снижение пошлин, согласованное с ВТО. Сейчас утилизационный сбор для новых легковых автомобилей составляет 17,2–110 тыс. руб., для новых легких коммерческих машин – от 75 до 450 тыс. руб. Сбор за подержанное авто от 132 тысяч до 1,7 млн руб.

Аналитик ИК «Атон» Михаил Пак отмечает, что более позднее выравнивание условий позволит сэкономить российским автозаводам большие суммы. Для АвтоВАЗа, к примеру, выгода составит за период июль-сентябрь более 7 млрд руб., а с октября по ноябрь примерно 2,5 млрд руб. Платежи КамАЗа с июля были бы 4,8–9 млрд руб., с октября по ноябрь 1,6–3 млрд руб. Группа «ГАЗ» сократит свой объем платежей примерно с 6,8 до 2,3 млрд руб., а «Соллерс» – с 2,4 до 0,8 мрд руб.

Прочие члены ВТО сразу после введения в России сбора заявили, что это прямая дискриминация импортеров. К слову, еще за полтора месяца до внесения законопроекта в Думу уже имелась информация о том, что Евросоюз выставил крайним сроком урегулирования условий сбора 1 июля 2013 года. Об этом даже высказывался на саммите Россия—ЕС в Екатеринбурге глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу.

Члены Всемирной торговой организации, недовольные таким положением, готовы обжаловать существующие условия сбора в комиссии ВТО по урегулированию споров. Правда, на днях пресс-секретарь еврокомиссара по торговле Карела Де Гюхта Джон Клэнси сообщил «Ъ», что Европейский союз готов прийти к искомому решению и путем переговоров, а если это невозможно – то использовать другие правовые пути. По его словам, каждый день со старыми условиями сбора – это день, когда европейские компании теряют деньги и рабочие места, поэтому ЕС будет действовать активно.

Эксперты называют отсрочку в оформлении изменений сбора некритичной, главное, считают они, что уже есть принципиальное решение. Судебный процесс в комиссии ВТО, даже если он будет начат, завершится с принятием законопроекта. А задержка в сроках введения сбора, отмечает «Ъ», выгодна российским производителям. Они, благодаря переносу сроков принятия закона, смогут не только сэкономить, но и безубыточно дотянуть до того времени, когда будет выработан механизм компенсаций сбора для отечественной промышленности. Тем более что уже есть официальное подтверждение готовности государства ввести такие компенсации. Об этом заявил заместитель министра экономики Олег Савельев: «Проблема, каким образом будут осуществляться компенсации, активно обсуждается практически ежедневно». Среди наиболее вероятных путей ее решения – механизм промышленного субсидирования, который возможен в ВТО.