Скачать книгу

Новости

Перспективы ЕАЭС

Россия, Казахстан и Белоруссия создают Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Это должно случиться до 2015 года. Странам-союзницам предстоит подписать немало нормативно-правовых актов перед тем, как данное сообщество официально заявит о себе. Тенденция к объединению наблюдается во многих странах. Их опыт показывает, что это приносит приличную выгоду.

Так, согласно сведениям, обнародованным главой Госдумы С. Нарышкиным на открытии в Санкт-Петербурге форума международного значения «Евразийская экономическая перспектива», содружество в условиях Таможенного союза уже вылилось в целый ряд положительных моментов. Оно не только стало стимулом для улучшения жизни простых обывателей и роста интенсивности взаимного обогащения культур, но и упростило перемещение потенциальных работников, денежных средств, товаров и услуг. Наглядный пример: реализация машиностроительного оборудования в рамках ТС осуществляется в 10 раз интенсивнее, чем при торговле с другими государствами.

На это обратил внимание не только Нарышкин. Идея сотрудничества интересна и руководителям целого ряда стран СНГ. Так, к интеграции стремятся Кыргызстан и Украина. Специалисты в данной области указывают на то, что объединение должно происходить без недочетов, которые имели место при создании Евросоюза. Например, важно, чтобы все участники содружества имели равные права. Подобная ошибка наблюдалась в ЕС. Государства были разделены на основные и периферийные. Е. Панина, председатель депутации Госдумы в постоянной делегации Федерального собрания РФ в Межпарламентской ассамблее ЕврАзЭС, считает, что именно это является причиной кризисной ситуации в Греции и на Кипре. В дела стран вмешались, что привело к банкротству сельского хозяйства и регрессированию промышленных предприятий.

Новый ЕАЭС будет построен на принципах невмешательства во внутреннюю политику стран-участниц. Кроме того, здесь уместно только равноправие. Отношения будут строиться исключительно на взаимовыгодных условиях. Все существующие противоречия урегулируются так, чтобы не ущемлялись интересы членов ЕАЭС.

С. Нарышкин отметил тот факт, что не все воодушевленно воспринимают стремление евроазиатских держав к интеграции. Это объясняется тем, что Таможенный союз является серьезным геополитическим игроком на мировом рынке, с которым нужно считаться. Он может легко подорвать монополию других участников. Мало того, вполне возможно, он окажет не самое лучшее влияние на их резервные валюты.

Глава Госдумы уже сейчас указывает на то, что ЕАЭС поглотит Евросоюз. Свободное экономическое пространство будет создано от Владивостока до Лиссабона. Подобная перспектива на руку не всем, но говорить о будущих проблемах пока рано, так как есть насущные.

Например, нужно тщательно продумать правовые нормы, которые будут регулировать взаимоотношения государств-членов ЕАЭС. Проект договора о создании союза уже находится в стадии разработки. Кроме того, нуждаются в упорядочении действующие соглашения, которые будут иметь силу и после 2015 года. Требуется и создание принципов парламента Евразийского экономического союза, судебных инстанций и т.д.

Еще предстоит договориться о едином товарном знаке, реестре интеллектуальной собственности и отмене повторной сертификации продукции. Понадобится и совместное планирование стратегии поведения, промышленная интеграция и особые формы стимулирования малого/среднего бизнеса. Это вполне решаемо, но уровень производства пока не позволяет реализовать меры в полном объеме.