Скачать книгу

Новости

Госкомпании будут поддерживать российских металлургов

По результатам совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева Минпромторгу и Минэкономразвития были даны поручения внести предложения по стимулированию роста потребления отечественного металла и металлопродукции на российском рынке. Правительство предлагает разработать и ввести специальные условия и ограничения в отношении продаж иностранных металлоизделий. Предполагается, что будет наложен запрет на покупку государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями рельсов, труб и прочей металлопродукции, если она произведена не в России, Белоруссии или Казахстане.

В проекте протокола совещания говорится также, что будет установлен приоритет приобретения отечественной металлопродукции госмонополиями и другими компаниями с государственным участием. Минпромторгу и Минэкономразвития поручено донести соответствующие директивы до представителей государства в советах директоров госкомпаний. В первую очередь нововведения коснутся Газпрома, Роснефти и РЖД. Как стало ясно из неофициальных комментариев, чиновники считают, что подобные меры не нарушают никаких правил и требований ВТО, а всего лишь предполагают приоритетность использования для государственных нужд российского оборудования и материалов. Прагматичный принцип «покупай отечественное» популярен и активно исполняется во многих странах.

В прошлом 2012 году из 9,43 млн тонн всех видов металлических труб, потребленных в стране, 541,5 тыс. тонн приходится на импорт. Особую тревогу отечественных металлургов сегодня вызывает рост импорта металлопроката из Китая. По данным, представленным директором Российского фонда трубной промышленности Олегом Калинским, за первую половину текущего года китайским производителям удалось продать в России труб на 36 % больше, чем за сопоставимый период прошлого года. Ситуация выглядит еще более угрожающей, если учесть, что общая мощность трубопрокатных заводов Китая уже достигла 107 млн тонн в год при мировом потреблении в 150 млн тонн. Меры, которые планирует принять правительство, должны помочь отечественным производителям, в числе которых ТМК, ЧТПЗ, ОМК и «Северсталь», удержать российский рынок.

Представители Роснефти, одного из главных потребителей труб, заверили, что все закупки компания делает в строгом соответствии с Федеральным законом № 223. По словам президента «Роснефти» Игоря Сечина, основная доля всех инвестиций, запланированных на освоение шельфовых нефтегазовых месторождений, придется на продукцию российской промышленности. Из выделенных 500 млрд долл. 400 млрд будет потрачено на внутреннем рынке. Компания уже опубликовала перечень видов техники и оборудования, которые будут приобретаться для реализации различных этапов освоения и обустройства нефтегазовых месторождений на морских шельфах. Российским производителям предложено принять заказы на нефтедобывающее и буровое оборудование (около 30 позиций) и более чем на два десятка наименований морских судов и авиационной техники.
ОАО «Российские железные дороги», еще один монополист с госучастием, также в своих закупках отдает предпочтение российской продукции. Основной поставщик рельсов для РЖД – концерн Evraz. Металлургическая компания в свое время инвестировала $548 млн в приобретение и запуск рельсобалочного стана. В текущем году РЖД намерено закупить общей сложностью 950 тыс. тонн рельсов. Из них 760 тыс. тонн поставит Evraz и лишь 190 тыс.тонн будут приобретены у зарубежных компаний: 100 тыс.тонн – у японского концерна Nippon Steel, 90 тыс.тонн – у швейцарско-австрийских металлургов Voest Alpine. Постоянным поставщиком рельсов для российских стальных магистралей в ближайшем будущем должен стать «Мечел», недавно также запустивший мощный рельсобалочный стан. Ранее президент РЖД Владимир Якунин и основной владелец ОАО «Мечела» Игорь Зюзин уже подписали рамочное соглашение о поставках металлопродукции.